Конфликт. Основные типы поведения во время решения конфликта

«Конфликтные ситуации неизбежны,

но умный ищет выход из них,

а дурак — вход.» 

Губарев В.

 

 

 

 

 

Конфликт с лат. conflictus — столкнувшийся

 

Конфликт – столкновение противоположных несовместимых взглядов (потребностей, интересов, ценностей, социальных установок), при взаимодействии двух (или более) человек, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

 

Формы протекания конфликта:

  • Открытый конфликт. Для него характерно очевидно, ярко выраженное, эмоционально насыщенное столкновение сторон.
  • Скрытый конфликт. Его участники своими внешне безупречными отношениями скрывают реальные разногласия, которые ощутимо вносят напряжение в ситуацию.
  • "Слепой" конфликт. О таком конфликте знают все, кроме непосредственных его инициаторов, поскольку они еще не осознают его.
  • "Неизвестный" конфликт. Внешними симптомами его является слабо выраженная неприязнь, а реальные противоречия приглушены, загнанные вглубь.

Основные стратегии поведения в конфликте
(по Томасу)

 

Соперничество (борьба)

Cубъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта.

Основные действия человека при стратегии «Соперничество»

  • Жёсткий контроль над действиями оппонента
  • Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами
  • Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону
  • Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов
  • Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности

  

«Приспособление» (уступка)

Субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации.

Основные действия человека при стратегии «Приспособление»:

  • Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему
  • Активная демонстрация пассивной позиции;
  • Отсутствие претензии на победу и сопротивление;
  • Лесть, потакание оппоненту

 

  

Избегание

Человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом.

Основные действия человека при стратегии «Избегание»

  • Отказ от взаимодействия с оппонентом
  • Тактика демонстративного ухода
  • Отказ от применения силовых методов
  • Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов
  • Отрицание важности и серьёзности конфликта
  • Преднамеренное замедление в принятии решений
  • Страх сделать ответный ход

 Компромисс

Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.

Основные действия человека при стратегии «Компромисс»

  • Ориентированность на равенство позиций
  • Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента
  • Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения
  • Стремление к поиску взаимовыгодного решения

   

Сотрудничество

Субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам.

Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество»:

  • Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте
  • Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения
  • Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить
  • Рассмотрение предложений оппонента

  

 

 

Основные типы поведения